mon_sofia

Categories:

НОРВЕЖСКИЕ КОРОЛИ И АННА НОВГОРОДСКАЯ (ИНГЕГЕРД)

Запись входит в топ 1000 рейтинга

Олаф II (Олаф Святой, Олаф Харальдссон)Король Норвегии
Олафу было три года, когда кончилось правление короля Олафа Трюггвасона, младшего товарища и сподвижника князя Владимира Красно Солнышко. Когда Олаф Трюггвасон был мальчиком, Владимир выкупил его и его мать из рабства. Олаф служил в его дружине и был любим новгородцами за прямоту и храбрость. Став норвежским королём, Олаф начал активную деятельность по христианизации Норвегии, но не смог довести её до конца. Он погиб в морском бою со шведами, датчанами и норвежскими изменниками. Однако сразу после его смерти сложилась легенда, что король остался жив и был подобран нейтральным кораблём венедов, а впоследствии стал игуменом православного монастыря в Сирии.
Вот этот король Олаф не раз являлся во сне своему родичу, тоже Олафу, будущему святому, наставляя его в христианстве и благословляя на подвиги. Олаф Святой, подобно своему предшественнику Олафу Трюггвасону или князю Владимиру, был в молодости язычником и предводительствовал морскими походами викингов. Зато, приняв христианство, стал ревностным его защитником и в родной Норвегии, и на Британских островах, и в России (в нынешней Карелии – в Приладожье, в городе Альдегабурге (Старая Ладога), а также в Новгороде, при дворах Новгородских князей).
Король Дании Кнуд (Кнут) Могучий (овладевший также и Англией) стал непримиримым врагом короля Олафа, отказавшегося принять протекторат Дании над Норвегией; шведский король также был обижен на Олафа, не согласившегося удовлетворить его территориальные притязания. Поэтому он не позволил своей дочери Ингегерд выйти замуж за короля Олафа (чего она весьма желала), а выдал её замуж за русского великого князя Ярослава Мудрого. Однако Ингегерд и Олаф смогли остаться друзьями («Эймундова сага» говорит, что она любила только его, но хранила верность долгу, и именно Ингегерд познакомила Олафа и Ярослава (в сагах его называли конунг Ярицлейв)). Таким образом, норвежский король потерял невесту, но обрёл преданного друга. Король Олаф подолгу гостил в Новгороде при дворе Ярослава Мудрого. Однажды он нашёл в Новгороде спасение от войска Кнута Могучего и норвежских изменников.
Дело в том, что в 1027 году Олаф потерпел поражение от датчан и в 1028 году был вынужден покинуть Норвегию и бежать в Швецию, а затем дальше на Русь, в Новгород, к Ингегерде. Бежал он туда вместе с малолетним сыном Магнусом, оставив в Швеции жену Астрид. В Новгороде Ингегерда настояла, чтобы Магнус остался у Ярослава. В это время норвежский престол занял Кнуд I, поставивший «наместником» своего сына от наложницы Альвивы Свейна. В 1030 году по зову своих сторонников Олаф вернулся в Норвегию и попытался со шведской помощью вернуть престол, но в июле 1030 года (29 либо 31 числа) при Стикластадире был убит в битве с языческой дружиной норвежской родовой знати, перешедшей на датскую сторону, и бондов. Перед последней битвой он обратился к воинам со словами: «Вперед, люди Христа, люди Конунга!»
У Олафа были сын Магнус и дочь Ульфида. Впоследствии Магнус стал королём Норвегии под именем Магнус Благородный. Знаменитый средневековый исландский историк и поэт Снорр Стурлусон в повестовании о Магнусе писал, что сначала Магнус был жестоким и грозным королём, который мстил за изгнание своего отца, но затем скальд Сигват так сильно подействовал на Магнуса своей речью, что из тирана он превратился в мягкого и доброго государя.
Ингегерд же после своей смерти была причислена к лику святых под именем Анны Новгородской, а от её шведского имени получила название историческая область Ингерманландия.
Олаф был причислен к лику святых (в 1031 году) и стал почитаться как покровитель Норвегии. День его памяти – 29 июля – является в Норвегии праздником. Святой Олаф стал последним по времени западным святым (до Великой схизмы 1054 года), почитаемым также и на христианском Востоке как святой благоверный Олаф II Харальдссон, король Норвегии, креститель и просветитель норвежцев.
В России во имя святого Олафа были освящены храмы в Новгороде (где он жил несколько лет) и Старой Ладоге, где он проездом гостил у посадника Рёгнвальда Ульвсона, потому что между ними, как сказано в сагах, «была самая большая дружба».
В Средневековье весть о чудесах, совершаемых по молитве св. Олафу, распространилась по всему свету. Вскоре в его честь было построено множество храмов везде, где распространялось влияние викингов: от Дублина до Оркнейских островов и Новгорода. В Англии ему было посвящено 40 древних храмов, и праздник его отмечался во всех календарях. В Константинополе был также воздвигнут храм в честь св. Олафа.
В древнем Новгороде церковь святого Олафа была построена Готландскими купцами на Торговой стороне у Торга на Ярославовом Дворище на Готском торговом дворе, основанном в XII веке. Церковь существовала до XIV века. Нередко эту церковь называли «варяжской божницей». На раскопках Николо-Дворищенского собора на Ярославовом Дворище в Великом Новгороде в 2007 году обнаружили пломбу XV века с изображением святого Олафа. В скандинавских источниках эта церковь упоминается в саге о «Чудесном исцелении немого раба в церкви Св. Олафа в Хольмгарде».
В средневековой «Норвежской Книге Проповедей» описан такой случай: «Случился однажды в Гардах на востоке (то есть, в России) пожар в торговом городе, который назывался Хольмград (Новгород), и казалось, что сгорит весь город. И побежали все люди, полны страха, к одному священнику, который звался Стефан. Он служил в церкви святого Олафа. Хотели жители города испытать в такой великой беде помощь и могущество святого Олафа конунга и так проверить рассказы других людей, и, как только священник услышал их желание и просьбу, он схватил изображение того доброго господина и обратил против огня. И огонь не пошёл дальше того места, где он начался, и так была спасена большая часть города».
Рассказы и саги о жизни и деяниях святого Олафа – это не только светлый пример для христиан, но и напоминание о том, что в Раннем Средневековье Скандинавия, Балтия, Финляндия и Британские острова составляли с Новгородской Русью (включая Карелию) регион единой культуры и одного многоязычного этноса.
(из работы диакона Вячеслава Зарецкого)

В местечке Stiklestad, на месте его последнего сражения, всю неделю перед празднеством продолжается костюмированный фестиваль, посвященный жизни и деяниям норвежского короля.

#inelisaveta #mon_sofia #православие 

promo mon_sofia august 17, 2016 13:06 13
Buy for 10 tokens
Райские плоды. Невольно хочется вспомнить о них, когда видишь на Преображение яблоки, груши, виноград,— внесенными в святилище Божие для освящения. Это делается не только потому, что к этому времени созревают фрукты, но и потому, что тут есть СВЯЗЬ С ОБНОВЛЕНИЕМ твари. Они напоминают…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded